ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА


ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА
- одна из школ европейской аналитической философии, образованная группой логиков и философов, работавших в период между двумя мировыми войнами в Варшаве и Львове. Основатель школы - Твардовский, ученик Брентано. Главные представители: Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Тарский, Т. Чежовский, 3. Завирский, В. Витвицкий, В. Татаркевич, С. и М. Оссовские, Б. Собоцинский, X. Мельберг, С. Леевский, М. Кокошиньская, И.Домбска, К. Куратовский, Е. Слупецкий и др. Для школы было характерно резко отрицательное отношение к иррационализму, стремление к сближению философских и научных исследований, к приданию философским рассуждениям доказательного и логически строгого статуса. Важнейшим средством достижения этих целей считался логический анализ  языка науки и философии, способствующий устранению неточностей и двусмысленностей, которыми, как полагали представители школы, питаются спекулятивные философские концепции. Школа внесла значительный вклад в теорию множеств, логическую семантику и семиотику, модальную и многозначную логику, в разработку "неоклассических" систем математической логики. Представителям школы принадлежат ценные металогические и методологические исследования (теория индукции, строения и функции научной теории, разработка аксиоматического метода, исследования по теории вероятностей, принципы построения иерархии формализованных языков), ряд важных работ по психологии, социологии, науковедению, истории философии и логики.

Философские воззрения представителей школы не были однородными и вполне последовательными; их эволюция происходила в сторону размежевания реалистических, материалистических и идеалистических тенденций. Ориентировка на логико-аналитические методы, скептицизм по отношению к традиционной ("доаналитической") философии, идеи "демаркационизма" ("очищения" языка науки и философии от "псевдопонятий" и связанных с ними "псевдопроблем" мировоззренческого плана), стремление к эмпирическому обоснованию научного знания сближали Л.-в.ш. с логическим эмпиризмом. Но наряду с неопозитивистской в школе были и другие, иногда противоположные неопозитивизму тенденции. Отдельные ее представители развивали философию материалистического номинализма (Котарбиньский, Лесьневский, 3. Завирский, Л. Хвистек, С. Балей), теорию познания в духе феноменологии (Ингарден, Б. Блаустейн), неотомистскую концепцию истины (Й. Саламуха, Ф. Климке), конвенционалистскую концепцию научных теорий (Айдукевич). В борьбе с иррационализмом и субъективным идеализмом Л.-в.ш. пыталась найти твердую опору в науке, ее методах и результатах. Школа сыграла значительную роль в польской науке и культуре первой половины XX в., выдвинула польских логиков и математиков на видное место в мировой науке. Она создала устойчивую традицию философских исследований, образования и коммуникации в философском сообществе, способствовала повышению престижа и роли философии в польской культуре. Школа распалась в 1939 после оккупации Польши. Некоторые её представители погибли, другие эмигрировали. После второй мировой войны часть представителей школы участвовала в процессах культурного возрождения страны, в развитии польской высшей школы и академических философских исследований.

В. Н. Порус

S. Zameski. Koncepcja nauki w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1977; I. Wolenski. Filozoficzna szkola Lwowsko-Warszawska. Warszawa, 1985; Polska filozofia analityczna. Analiza logiczna i semiotyczna w szkole Lwowsko-Warszawskiej. Wroclaw, 1987.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Смотреть что такое "ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА" в других словарях:

  • ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — существовавшая в кон. 19 пер. пол. 20 в. пол. школа, активно занимавшаяся проблемами философии и логики. Л. в.ш. была основана К. Твардовским во Львове, в ее развитии можно выделить два периода: львовский до конца Первой мировой войны и львовско… …   Философская энциклопедия

  • львовско-варшавская школа —         ЛЬВОВСКО ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА направление аналитической философии, образованное группой логиков, философов и математиков, работавших в период между двумя мировыми войнами, главным образом, в Варшаве и Львове. Основатель школы К. Твардовский,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЛЬВОВСКО-ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА — группа польских логиков и философов (К. Твардовский, Я. Лукасевич, Т. Котарбиньский, К. Айдукевич, А. Тарский и др.), работавших в период между 1 й и 2 й мировыми войнами в Варшаве, Львове и Кракове. Основные направления исследований: анализ… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Львовско-варшавская школа — Позитивизм …   Википедия

  • львовско-варшавская школа — группа польских логиков и философов (К. Твардовский, Я. Лукасевич, Т. Котарбиньский, К. Айдукевич, А. Тарский и др.), работавших в период между Первой и Второй мировыми войнами в Варшаве, Львове и Кракове. Основные направления исследований:… …   Энциклопедический словарь

  • Польша — (Polska)         Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР.          I. Общие сведения          П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… …   Большая советская энциклопедия

  • ТВАРДОВСКИЙ — (Twardowski) Казимеж (1866 1938) пол. философ. В 1884 1889 обучался в Германии под руководством Ф. Брентано. В 1896 стал проф. Львовского ун та. Т. сыграл исключительную роль в развитии современной пол. философии. Обладая большим педагогическим… …   Философская энциклопедия

  • КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА —         специфич. проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с т.зр. выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и… …   Энциклопедия культурологии

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • Брентано, Франц — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Брентано. Франц Брентано Franz Brentano …   Википедия